Особенности системной интеграции в России

Актуально на: 25.06.2015

system-integrationБизнес системной интеграции в России имеет свои особенности. Нельзя сказать, что такой подход к системной интеграции больше нигде не встречается, даже наоборот, можно перечислить довольно много стран, где дела делаются таким же образом, но только большинство этих стран не входят в число «развитых».

Основная суть подхода – это тесные отношения с клиентом, которые позволяют получать заказы без конкурса или на фиктивных конкурсах, причем стоимость этих заказов велика и часто гораздо выше рыночной.

Не стоит обвинять российских системных интеграторов в неэтичном поведении – у такого подхода к бизнесу есть логичное объяснение. Поскольку главными заказчиками системных интеграторов являются крупные компании, то системные интеграторы вынуждены играть по их правилам, а эти правила именно таковы.

Не стоит также думать, что абсолютно все интеграторы России занимаются нерыночной конкуренцией, наоборот, есть множество ИТ-компаний, который на своих сайтах гордо пишут о себе, что они системные интеграторы и это так и есть. Только вот большинство этих компаний очень невелики и практически никому не известны. Поэтому можно поверить, что они честно продают свои услуги, борются в тендерах за клиента и цены у них на рыночном уровне. При этом многие крупные системные интеграторы применяют указанный выше подход к бизнесу и, может быть именно поэтому и стали крупными. А может быть, они выросли из-за своих компетенций именно в системной интеграции и уникальных специалистов, возможно нужные связи и ничем им и не помогли, возможно. История не знает сослагательного наклонения.

К чему же приводит системных интеграторов такой подход к бизнесу?

Ответ однозначный, такое тесное сотрудничество с клиентом означает для системного интегратора высокую зависимость от этого же клиента.

Тесные отношения с большим количеством клиентов построить тяжело и системные интеграторы попадают в такую же типовую ловушку, как и зеленые новички в ИТ-бизнесе. Знание теории о том, что нельзя допускать положения, при котором больше 10% доходов ИТ-компании приходятся на одного клиента никак не помогает руководителям системных интеграторов, у которых за плечами годы в бизнесе, высшие образования и MBA.

Вот и приходят такие новости, как вероятность покупки системного интегратора «Энвижн Груп» компанией МТС. Причем продавцом может выступить акционер самой МТС — АФК «Система». И вся эта история с перекладыванием системного интегратора из кармана в карман только из-за того, что раньше основным клиентом «Энвижн Груп» был «Связьинвест» (сейчас «Ростелеком»), который приносил «Энвижн Груп» аж 45% процентов выручки. Потом ситуация изменилась в связи с рядом кадровых перестановок и этот клиент был для «Энвижн Груп» потерян, а место главного клиента заняла МТС, принося уже 38% выручки.

Понятно, что такая ситуация является крайне неустойчивой и стоимость «Энвижн Груп» в 2015 году, по косвенным оценкам, упала примерно в 2 раза по сравнению с 2014 годом. Последним логичным шагом может стать приобретение системного интегратора его главным клиентом, с целью минимизации стоимости работ.

Приведенный выше пример не первый и не последний, уже с 2012 года многие системные интеграторы жалуются на проблемы с бизнесом у их главных клиентов, которые напрямую сказываются на бизнесе самих интеграторов.

Кризис в экономике обычно все расставляет по местам, похоже, что сегменте системной интеграции будут серьезные перемены и организация большими компаниями, типа «Сбербанка» своих карманных интеграторов, так возмущающая лидеров ИТ-рынка – это только одно из возможных изменений.

Добавить комментарий

Войти с помощью: