Как повысить стоимость ИТ-компании?


Как повысить стоимость ИТ-компании?

Главным вопросом, который беспокоит владельца ИТ-компани при ее продаже является ее стоимость и то, как эту стоимость повысить. Понятно, что для большинства собственников, ИТ-компания является лично выращенным ребенком, который дорог на эмоциональном уровне, как дорого нам все, на что мы потратили много времени и сил. Однако надо сразу сказать, что несмотря на глубокую привязанность владельца ИТ-компании к своему детищу, ИТ-компания стоит ровно столько, сколько за нее готов заплатить покупатель.

Поэтому, при подготовке ИТ-компании к продаже, надо учитывать именно те факторы, которые добавляют ценности ИТ-компании в глазах потенциального покупателя. При этом не стоит забывать, что основные активы ИТ-компаний – это сотрудники и клиенты, т.е. основные активы ИТ-компании нематериальны.

Я предлагаю рассмотреть список из 10 пунктов, следование которому может повысить стоимость ИТ-компании:

1. Избавиться от долгов и обременений – чтобы не было «висящих» судов, предписаний и т.д.

2. Упростить структуру собственности – чем больше собственников у ИТ-компании, тем менее она привлекательна для покупателей. Если некоторые из тех собственников, которые значатся в документах, являются номинальными, нужно переоформить учредительные документы.

3. Увеличить, по возможности, оборот ИТ-компании – это первое, на что смотрит потенциальный покупатель. К тому же, доход ИТ-компании гораздо проще подтвердить, чем ее прибыль, так как прибыль можно считать разными методиками и с разными результатами, а доход компании – это вещь однозначная, особенно если он весь получен по безналичному расчету.

4. Оптимизировать непроизводственные расходы — офисные, канцелярские, представительские и т.д. Очень часто собственники ИТ-компаний упускают из виду возможности для экономии на как бы мелочах, а потом оказывается, что на этих «мелочах» съедается до 30% от чистой прибыли компании.

5. Увеличить клиентскую базу – имейте ввиду, что тот клиент, который для Вас является малоприбыльным, может оказаться для покупателя ИТ-компании очень даже интересным, если покупатель имеет более широкий спектр услуг и сможет продать Вашему клиенту то, с чем Вы просто не работаете.

6. Увеличить количество производящих сотрудников – пусть Вы не можете загрузить специалистов работой на 100%, но обычно у покупателей ИТ-компаний с заказами полный порядок, но как раз не хватает на них исполнителей.

7. Получить статусы, подтверждающие основные компетенции компании – всегда лучше иметь документальное подтверждение квалификации Ваших сотрудников.

8. Формализовать имеющиеся технологии, продукты и разработки — зарегистрировать, оформить как отдельный продукт и т.д. Известны случаи, когда ИТ-компании приобретались за хорошую цену только из-за имеющихся у них продуктов.

9. Увеличить рекламную активность, поддержать свой бренд — задействуйте интернет, профильные мероприятия и СМИ. Известная ИТ-компания на переговорах о продаже имеет гораздо лучшие позиции, чем неизвестная никому.

10. Найти покупателя, которому нужна именно такая компания, как Ваша – в этом мы с радостью Вам поможем, если Вы обратитесь к нам: info@itindustry.ru

Разумеется, чтобы выполнить все пункты из этого списка, понадобится определенное время, обычно несколько месяцев, и вложения определенных средств. При расходах на повышение стоимости ИТ-компании нужно руководствоваться принципом разумной достаточности – если Вы не уверены, что потратив определенную сумму, увеличиваете стоимость ИТ-компании на сумму, большую потраченной, то эти расходы излишни.

Приняв решение о продаже ИТ-компании, учитывайте, что сам процесс продажи займет от 1 до 12 месяцев, поэтому имеет смысл одновременно начать повышать стоимость ИТ-компании и обратиться к нам за помощью в ее продаже.

Илья Динерштейн
Руководитель Центра координации
Сообщества ИТ-компаний «ИТ индустрия»
info@itindustry.ru