Причины продажи ИТ-компаний


Причины продажи ИТ-компаний

Начали постоянно снижаться доходы или прибыль от ИТ-компании. Если владелец ИТ-компании не видит реальных путей восстановления эффективности бизнеса, его имеет смысл продать, пока он еще представляет ценность. Возможно, для кого-то такой бизнес будет более интересен.

Недостаток средств на развитие ИТ-компании. ИТ-компания может быть прибыльной, но у собственника может не хватать средств на ее дальнейшее развитие. При этом дальновидный собственник осознает, что если бизнес не развивать, то он постепенно станет терять позиции на рынке перед лицом развивающихся конкурентов и, соответственно, начнется падение его прибыльности и общей стоимости. Не дожидаясь этого момента, собственник принимает единственно возможное решение — продать пока еще выгодную ИТ-компанию тому, кто имеет возможности для ее развития.

Потеря интереса к ИТ-компании. На определенном этапе ИТ-компания может просто надоесть, перестать приносить удовлетворение. При этом собственно с компанией все может быть в полном порядке, просто владелец хочет заняться чем-то другим. При этом, лучше продать эту ИТ-компанию, так как без контроля со стороны владельца бизнес, как правило, чахнет и быстро теряет свою стоимость.

Достижение почтенного возраста или болезнь. Если указанные причины начинают реально ограничивать возможности владельца по управлению ИТ-компанией, а достойных преемников или продолжателей дела не имеется, то лучшее, что можно сделать — это продать ИТ-компанию.

Потребность в инвестициях в более выгодный проект. Если владельцу ИТ-компании посчастливилось найти более выгодное направление деятельности, то одним из вариантов его финансирования может быть продажа ИТ-компании. Такое решение будет оправданно, если вырученные от продажи средства, будучи вложенными в новый проект, принесут большую выгоду.

Разногласия между собственниками ИТ-компании. Если у ИТ-компании несколько владельцев, которые никак не могут договориться между собой о путях и принципах ее дальнейшего развития, либо имеют иные причины прекратить дельнейшую совместную работу, то перед ними встает вопрос что же делать дальше, как «разбежаться» с минимальными потерями? Если разделение дела невозможно, либо приведет к существенному снижению его стоимости, то остается один путь — продать ИТ-компанию и поделить вырученные деньги.

Переезд владельца ИТ-компании в другой город или страну. Если не представляется возможным управлять оттуда ИТ-компанией, то ее имеет смысл продать, пока отсутствие контроля над бизнесом со стороны владельца не привело к его упадку и разрушению.

Продажа непрофильных активов или концентрация на одном из направлений деятельности. Крупные ИТ-компании часто имеют много различных направлений деятельности. И вот выясняется, что одни из них выгодны и их надо дальше развивать, а другие — менее выгоды, либо не вписываются в принятую концепцию развития. Тогда принимается решение об их продаже, а вырученные средства направляются на развитие основного направления деятельности.

ИТ-компания сразу создавалась с целью развития и ее дальнейшей продажи. На этапе создания нового бизнеса, предприниматель должен сформировать миссию, видение, цели компании, т.е. стратегию будущей компании. Одной из стратегий может являться создание бизнеса с целью дальнейшей продажи. Таким образом, предприниматель создает ИТ-компанию и на этапе роста, когда выручка и прибыль имеют максимальное значение, он ее продает. Это позволяет ему получить деньги на развитие нового или уже существующего бизнеса, либо для участия в давно интересующем продавца инвестиционном проекте. К сожалению, большинство владельцев ИТ-компаний при начале бизнеса не имеют разработанных планов не только на случай выхода, но даже на ближайшие 2-3 года. Поэтому, такая причина продажи ИТ-компаний встречается довольно редко.